RUS

Серия "Реальности", масло, пленка, дерево, 2018

press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom

Владимир Потапов умело использует уроки поп-арта. Его нельзя назвать художником уорхоловского типа, циничным манипулятором человеческими слабостями и жестким концептуальным провокатором. Но то, что в его проектах присутствуют элементы манипулирования и соблазнения зрителя, строгое концептуальное остранение образа и глубокое продумывание материалов и медиа, которые он задействует, – отрицать невозможно. Результат всегда получается ярким в прямом и переносном смыслах: Потапов не просто владеет живописным мастерством, но хорошо понимает, как подчинить своей воле почти неуправляемую стихию живописи.
Новая серия Потапова «Реальности» сделана безусловно с отсылками к истории поп-арта – истории, которую давно уже присвоили (а многие скажут – похерили) медийные звезды от искусства, персонифицируемые прежде всего фигурами Джеффа Кунса и Дэмиана Хёрста. Тем, кто пытается следовать в их фарватере, несть числа. Потапов не из таких. Он действует тоньше. В первую очередь он исследователь, исследователь реальности и образа – каким изначально и был Уорхол. Но Потапов производит это исследование методами «глубокого шурфа», препарируя материал, как физический, так и образный, в своих сериях уже на протяжении многих лет. Поскольку со времен поп-арта претерпели сильные изменения и искусство, и сама реальность, и наше восприятие того и другого – такие методы кажутся более оправданными. В своих проектах художник буквально закапывается в картину, расслаивает ее, проясняя какие-то новые, важные отношения ее с реальностью, в том числе ментальной, производной от которой картина и является. В природе картин нет. Они есть только в наших головах.
Серия «Реальности» именно об этом. Хотя с первого взгляда возникает впечатление, что она об отношении московских небоскребов, знаменитых «семи сестер» (личное авторство Сталина в проектах которых сегодня практически доказано), и блестящей, подложенной под живописной слой упаковочной бумаги; о связи величественной репрезентации имперского «русского мира» и его конфликтной глянцевой составляющей, – конечно же, нет; это только поверхность. Убедительно найденный Потаповым прием – увеличенный скрэтч-эффект – уравнивает в правах фигуру и фон, безусловную доказуемость фотографического факта и беззаботное сверкание оберточного орнамента; оба слоя трутся друг об друга и ставят друг друга под сомнение. Художник разворачивает эту мерцающую метафору в технике нарочито нейтральной, как будто лишенной авторской экспрессии живописи, которая тонкой пленкой покрывает мощный лист фанеры. Можно сказать, это конфликт во всей его красоте; конфликт, который учитывает и историю искусства, и историю страны, где исследование реальности методами искусства нередко становилось поводом для политического преследования. Это праздник живописи для мира пост-правды. Это работа художника, который точно знает, что ничего не может подлежать окончательному утверждению.