RUS

ENG

Молодые художники и смысл живописи

Павел Герасименко
19/07/2012 

Музей и галереи современного искусства «Эрарта»
Checkpoint. Выставка современной живописи
13 июля – 30 июля, 2012

Проект Checkpoint относится к числу передвижных выставок, которым в музеях и галереях отдается летний сезон, до Петербурга эта выставка побывала в Перми. В то время, как многие из её участников сейчас задействованы на недавно открывшейся в столице биеннале молодого искусства, в Петербурге показали два десятка живописных работ. Выступивший куратором художник Владимир Потапов объединил художников по принципу приверженности традиционному медиа – живописи, продолжив начатое московской выставкой «От противного», в 2010 году на Винзаводе впервые представившей большой спектр современной живописи молодых авторов. Место на актуальной художественной сцене, и даже значительное, для живописцев сейчас уже определено, но ещё лет десять назад мало кто думал, что опробованный художественный язык живописи станет столь популярен. Между тем возвращение интереса к живописи происходит регулярно: последнее такое «воскрешение» картины немецкими неоэкспрессионистами Neue Wilde на рубеже 1970-х и 80-х годов существенно изменило облик всего современного искусства, а в России те же процессы стали всем очевидны только в 90-х годах.

 

Между художниками, чьи работы экспонируются на этой выставке, нет ничего общего (не считая того, что перед нами картины), и в то же время все они очень похожи (опять же, кроме картин). Одни художники, исследуя возможности живописи, и тем самым границы собственного творчества, подвергают свою художественную манеру постоянным трансформациям, так что работы уже знакомого автора не сразу узнаются от выставки к выставке. Другие, наоборот, строго следуют сложившемуся живописному языку и пестуют собственный стиль. При этом многие из них не чураются видео, инсталляции, и даже акционизма как части художественной практики, попробовали себя как кураторы – последняя  особенность доказывает потребность молодых художников в метаязыке для описания собственного искусства. Поэтому основное живописное образование классического толка – в первую очередь это Строгановское училище в Москве или Мухинское в Петербурге – часто дополняется изучением теории и практики современного искусства в других институтах.

"Билет", Иван Плющ, 120х120см., холст, акрил, 2012

"Фашист пролетел, Потапов Владимир, 100х100см., холст, масло, 2012

"Атомный взрыв", Погоржельский Александр, 90х60см., холст, масло, 2002

На выставке Checkpoint все они представлены заметно разным числом работ, и естественно, что зрелищно выглядят более известные и опытные авторы. Диана Мачулина своими работами афористично описывает современность, оставляющую ощущение неустойчивости и внезапную тревогу, через простые явления реальности. Работа Егора Кошелева, впрямую обращающегося к нынешним темам, названа «Встреча на митинге» и решена при этом в самой что ни на есть традиционной стилистике – но зная этого художника, увлечённого поиском образа современности в живописи, можно оценить его попытку возвысить действительность до классических образцов. Один из лидеров среди молодых художников, Тимофей Караффа-Корбут, владеет быстрой и подвижной цветной линией, в равной мере одолженной у Матисса и у Кита Херинга, которая выражает витальность и энергию в его фантазийных пейзажах. А сцены собачьих боев на картинах Вики Бегальской оказываются связаны с русским «Бубновым валетом» ничуть не меньше, чем с непосредственным художественным предшественником, итальянским трансавангардом.

"№1", Алексей Васильев , 210 х 120 см, бумага, акрил, 2012

"Девки в березках", Алексей Васильев, 210 х 120 см, бумага, акрил, 2012

Sictransit..., Диана Мачулина, 140 х 105 см, холст, масло, 2012

Молодые живописцы сумели обратить себе на пользу неизменную с советских времен систему классического художественного образования, выглядящую теперь уже уникальной. Но сейчас живописные навыки ни для кого не являются новостью и перестали быть чем-то исключительным: стало очевидно, что одни они не гарантируют искусству актуальности. Теперь выставки, различные по подбору участников и составу работ, должны помочь осмыслить явление современной живописи в целом и придать новый смысл активности художников.

"Давид", Егор Кошелев, 160 х 215 см, холст, масло, 2012

"Строгий юноша", Вика Бегальская, 180 х 130 см, холст, масло

"Cherries talk", Юля Застава, 140 х 100 картон, акрил, акварель, цветные карандаши

материал взят с сайта artterritory.com