В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК
Резиденция BudapestArtFactory
Будапешт
01.07 - 31.07.2016
В 1973 году она вынужденно переезжает в Германию, в это же время передовые советские газеты написали о том, что она якобы «просится обратно в СССР», но, получив отказ в советском посольстве, кончает жизни самоубийством. Ничего подобного разумеется не было. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, как известно, издавался на деньги ЦРУ и являлся частью пропагандистской войны, а присуждение автору нобелевской премии и последующий отказ от нее привели Пастернака к гонениям и травли со стороны советского правительства. Известна также громкая история о том, что ЦРУ финансировали и всячески поддерживали художников американского абстрактного экспрессионизма в противовес советскому социалистическому реализму. Примеров такой поддержки описано не мало в книге Френсис Стонор Сондерс «Кто платит за музыку: ЦРУ и холодная война в области культуры».

В 2013 году умер самый известный венгерский шпион Istvan Belovai, который известен как «человек, который предотвратил третью мировую войну». Незадолго до своей смерти Istvan Belovai признался, что в период его работы в КГБ некоторые артисты венгерской эстрады активно сотрудничали как с ЦРУ, так и с КГБ. Культурные деятели часто оказывались перед сложным выбором – с кем сотрудничать, т.к. выбор на прямую влиял на их дальнейшую безопасность.

Ключевой вопрос выставки кто из представленных авторов сотрудничал и с какой спецслужбой?
Выставка Владимира Потапова «В траве сидел кузнечик» представлена 10 живописными работами. В качестве основы автор берет такой визуальный код, как оформление виниловых пластинок венгерской эстрады именно поэтому размер всех работ такой же как размер виниловой платинки 31х31 см. Важным является и способ создания картин, который органично коррелирует с выбранной темой. Живопись Потапова – это сцарапанные слои краски, сквозь которые проступают исторического образы венгерской эстрады. Владимир Потапов говорит: «Это как путешествие во времени, когда ты сцарапываешь краску это приводит к актуализации глубинных слоев краски, эти слои интегрируются в основную поверхность. Для меня это процесс погружения в нашу общую память». Этот прием создания изображения в России уже назвали «антиживопись» за то, что краска не накладывается на поверхность как в традиционной живописи, а наоборот счищается. Узнаваемые образы некогда культовых венгерских певцов и групп проступают как палимпсест через слоистую структуру.
Культура, как область политического манипулирования во времена холодной войны, приобрела особенное значение. Деятели культуры особенно представители эстрады, становились орудием идеологической пропаганды, «отрядами на передовой», их песни проникали через радиоприемники, разрушая обычную картину жизни слушателей и обещая им «лучшую жизнь». В 1969 советская певица Лариса Мондрус отказалась исполнять идеологически выдержанную «гражданскую тематику», навязываемую Министерством культуры СССР.


Rus
РАБОТЫ
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
№ 10
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№ 6
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№4
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№ 9
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№ 8
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№2
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№ 5
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№ 7
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№3
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
№1
31x31 см., акриловая эмаль, дерево, 2016
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО ИСТОРИЯ
ПО ПАМЯТИ
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО ИСТОРИЯ
ПО ПАМЯТИ