RUS

"CHECKPOINT", ЦТИ ФАБРИКА, 2012 

серия "Демонстрация", Ткач Валентин
серия "Демонстрация", Ткач Валентин

150х125 см., холст, масло, 2012

серия "Демонстрация", Ткач Валентин
серия "Демонстрация", Ткач Валентин

125х150 см., холст, масло 2012

"Гладиаторы", Бегальская Вика
"Гладиаторы", Бегальская Вика

190х160 см., холст, масло

серия "Демонстрация", Ткач Валентин
серия "Демонстрация", Ткач Валентин

150х125 см., холст, масло, 2012

1/27

Checkpoint – контрольная точка маршрута, точка сохранения.      

Обычная выставочная практика диктует порядок раскрытия темы через мультимедийность, чтобы учесть все возможные точки зрения и способы интерпретации. Данная выставка подразумевает наличие лишь одной точки,  где живопись как единственный медиум, через который ее участники выставки смотрят на мир и это сознательный уход от привычного плюрализма. Представить моно взгляд, ограниченный подобно тоннельному видению, которое не способно охватить ситуацию целиком, означает попытку выстроить микромир, границы которого еще каких-то 150 лет назад вмещали и дух времени, и суть эпохи. Сегодня живопись - это фрагмент возможного видения в условиях медийного равноправия, но это не ностальгия по прошлому, а утверждение того, что подобная неполнота может быть и остается самодостаточной и самоценной. Другой опорной точкой выставки является попытка разобраться внутри себя, как художника, который практикует живопись. Идентифицировать и сопоставить себя с тем временем и средой, в которой функционирует.

Намеренная демонстрация ограниченности выставки может быть и свидетельством медиумного эскапизма, и медиумной зацикленности, но в обоих случаях речь не идет ни о медиумной фетишизации, ни о неспособности порвать с академическим изобразительным прошлым, здесь речь о позиции художника. «Как быть адекватным времени и, одновременно, быть адекватным медиа?» - очень точно высказался В. Мизиано, упомянув о том, что живопись, как вид изобразительного искусства имеет свой ресурс, и он исчерпаем. Действительно,  многие художники этого медиума настаивают на том, что то, что они делают - не является живописью, тем самым указывая на ее законченность как инновационного проекта современности. Важно и то, что художники, занимающиеся сегодня живописью уже не живописцы, потому что последние означают тождество себя с живописью как техникой, видом изобразительного искусства, такое «слипание» радикально ограничивает кругозор художника, а это непозволительная роскошь сегодня. Пластические языки, иные репрезентативные живописные  коды – все это теперь на службе у смысла.  Живопись практически не решает своих внутренних задач, она обслуживает иные дискурсы, теории и пр.  К слову, сегодня сам факт занятия живописью может быть ценнее, чем то, что художник делает в своей живописи.  Надо признать, что основные эпохальные достижения живописи в прошлом, их постмодернистская реинкарнация тоже. Живопись неминуемо отмирает и превращается всем своим великим наследием в стиль, а это уже совсем близко к "салону". Ее возможное обновление - это обязательное сбрасывание старой кожи.  

Сегодня  медиа реальность проникла во все сферы жизнедеятельности, ее образы, смыслы и знаки диктуют характер существования. Технические образы, порожденные фото-, видео и иными видами репродуцирования неизбежно вступают в противоречие с ручным трудом живописной практики. Сегодня практически любая живопись может рассматриваться как аффектированная избыточная рукотворность, которая вполне могла быть бы реализована даже не руками самого художника, что было бы вполне в духе постконцептуального дискурса. Можно утверждать, что кисть художника и компьютерная мышь уже во многом тождественные понятия. Ручной труд художника сегодня рассматривается и как некая прибавочная стоимость к произведению искусства, как то, что с одной стороны низводит к архаике, с другой придает витальности и повышает ее коммерческую стоимость. Но есть еще один момент - на фоне многих мультимедийных технологий, практик концептуализма – живопись всегда антропологична, за ней всегда находится человеческая телесность. Поэтому именно сегодня живопись – это человек, в противовес всему историческому антагонизму возникающему перманентно.

Сложно представить волну современной молодой живописи еще каких-то 10-15 лет назад, по этому поводу есть емкое высказывание одного московского художника «В 90-ые только идиот мог заниматься живописью». Каждое время диктует свои условия художественному процессу, так начало десятых годов выводит на новый рубеж очередное поколение.

Выставка «Checkpoint» – это условное сохранение и фиксация той «прибыли», которая за последнее время позволила обратить внимание на изменения в этом медиуме. Такое маркирование позволяет отделить и рассмотреть эти процессы более внимательно и тщательно с тем, чтобы понять являют ли они новый тип художника, и если да, то на каких антропологических основаниях это происходит, какие изменения привели к этому?

  

 

Фотообзор выставки

Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"
Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"

Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"
Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"

Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"
Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"

Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"
Выставка "Checkpoint", ЦТИ "Фабрика"

1/13